Музыкантова Мария Анатольевна - музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад №24» г.Смоленска

Статья

 Музыкальное воспитание. 

Музыкальное воспитание-это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека. 
В.А. Сухомлинский. 

Одна из самых актуальных и «больших» проблем, стоящих перед современным обществом - угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров. Поэтому, нашему воспитанию необходим поворот к жизненно-важным проблемам современного общества, обеспечение нравственного воспитания, противостояние бездуховности, потребительству, возрождению в детях желания и потребности в активной интеллектуальной деятельности. 
На протяжении многих лет мы дискутируем: среди специалистов есть педагоги, хорошо разбирающиеся в музыкальном воспитании дошкольников; это с одной стороны, с другой - есть специалисты и по музыкальному воспитанию детей в школе. Школьные учителя утверждают: «Трудно работать с первоклассниками, так как они не могут назвать подчас ни одного композитора, не знают песен, которые разучивали в детском саду». Воспитатели в свою очередь считают: «У нас дети учились петь, танцевать, а в школе - только один урок музыки». 
К сожалению, приходится констатировать: правы и те, и другие. Редкое совпадение, когда ребенок, получив полноценное музыкальное образование в детском саду, попадает в не менее благоприятную музыкальную среду школы. Причем взаимодействие между музыкальным руководителем детского сада и учителем музыки в школе практический работник видит в преемственности работы всего того, что накоплено в музыкальном воспитании ребенка на предшествующем этапе. 

Музыка обладает возможностями воздействия не только на взрослых, но и на детей самого раннего возраста. Более того, и это доказано, даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает положительное влияние на самочувствие развивающегося ребенка, может быть, и формирует 
его вкусы и предпочтения. 
Музыка помогает человеку любого возраста понять себя и окружающий мир. Она, как лучший психотерапевт и друг даёт ощущение гармонии бытия. Вот почему так полезно на ночь спеть малышу колыбельную, а в праздник танцевать и от души напевать любимую мелодию. Так стоит ли некорректно вести себя по отношению к самим себе, стоит ли снисходительно или даже без внимания относиться к музыкальному воспитанию, а может именно оно сможет раскрыть личность Вашего ребёнка? 

Можно нередко слышать: «должно быть, мой ребенок пошел в отца, у него совсем нет музыкального слуха». Достаточно распространенная формула причины отсутствия способностей сына или дочери. 
Педагоги, музыканты пришли к мнению о том, что задатки музыкальной деятельности (т.е. физиологические особенности строения организма, например, органа слуха или голосового аппарата) имеются у каждого. Именно они составляют основу развития музыкальных способностей. Понятие «неразвивающаяся способность», по утверждению ученых, специалистов в области исследования проблем музыкальности, само по себе является абсурдным. Считается доказанным, что если для музыкального развития ребенка с самого рождения созданы необходимые условия, то это дает значительный эффект в формировании его музыкальности. 
Природа щедро наградила человека. Она дала ему все для того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир. Она позволила ему слышать ему все многообразие существующих вокруг звуковых красок. Прислушиваясь к собственному голосу, голосам птиц и животных, таинственным шорохам леса, листьев и завыванию ветра, люди учились различать интонацию, высоту, длительность. Из необходимости и умения слушать и слышать рождалась музыкальность - одно из свойств данное природой человеку. 
Специалисты определяют музыкальность как комплекс способностей, позволяющий человеку активно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности: при слушании музыки, пении, движении, музыкальном творчестве. 
Чем активнее общение ребенка с музыкой, тем музыкальней он становится, чем музыкальней он становится, тем радостнее и желаннее новые встречи с ней. Встречайтесь с музыкой чаще, пусть она станет Вам другом и помощником. Если Вы развиваете у ребёнка музыкальные способности, то значит Вы развиваете его внутренний мир, его память, его фонематический слух, его координацию движений и ритмическую активность, его организованность и внимание. А разве эти качества не нужны современному человеку, что бы быть мобильным нужен опыт и успешность, так дайте пережить ребёнку разнообразие чувств с разными музыкальными произведениями, он станет уверенным в себе и чутким к окружающим.

22 апреля 2015 в 22:49

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.