Музыкантова Мария Анатольевна - музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад №24» г.Смоленска

Статья

 Особенности организации работы по музыкальному воспитанию детей с проблемами в развитии

Организация работы по музыкальному воспитанию в специ­альном образовательном учреждении компенсирующего вида для детей с нарушением слуха, зрения, умственной отсталостью, за­держкой психического развития имеет особенности. Они просле­живаются и во взаимодействии в работе нескольких специалистов (дефектолога, музыкального руководителя, психолога, воспита­теля), в обязательном планировании коррекционной работы только после диагностического обследования детей, в создании заведую­щей и старшим педагогом детского учреждения необходимых ус­ловий, обеспечивающих успешное проведение коррекционно-направленного процесса музыкального воспитания.
Непосредственное руководство музыкальным воспитанием в специальном детском саду осуществляется музыкальным руково­дителем. Проведение с детьми с проблемами коррекционно-направленной работы по музыкальному воспитанию требует тесно­го сотрудничества музыкального руководителя с дефектологом, психологом и воспитателем группы. Это взаимодействие по-раз­ному выражается на различных этапах работы по музыкальному воспитанию.
На первом этапе пребывания ребенка в коррекционном детском саду обязательно проводится его диагностическое обсле­дование, в процессе которого выявляются имеющиеся у него от­клонения в развитии. Психиатр, невропатолог, дефектолог, психолог предоставляют музыкальному руководителю результаты ди­агностического обследования познавательной, эмоционально-во­левой, личностной сфер ребенка. Музыкальный руководитель про­водит диагностику уровня развития ребенка в музыкальной дея­тельности, только после этого он определяет возможности и пер­спективу развития ребенка средствами музыкальной деятельнос­ти, намечает пути и содержание коррекционного воздействия сред­ствами музыки.
На втором этапе организации музыкального воспитания взаимодействие всех специалистов проявляется в совместном пла­нировании коррекционно-развивающей работы. На этом этапе выявляются коррекционные задачи, решение которых осуществ­ляется посредством общения ребенка с музыкой, включения его в музыкальную деятельность. Намечаются конкретные формы коррекционной работы, методы, наиболее адекватные характеру име­ющегося нарушения в развитии, выбираются пособия, атрибуты и прочее оснащение педагогического процесса. Совместная ра­бота на этом этапе может проходить в форме консультаций спе­циалистов, коллективных обсуждений возникающих вопросов, на­блюдений за детьми на занятиях и в свободное время дня и т. д.
На третьем этапе проводится конкретная практическая работа музыкальным руководителем, воспитателем в группе, ко­торая определяется соответствующими квалификационными ха­рактеристиками: музыкальный руководитель проводит занятия, музыкально-игровую, театрализованную и культурно-досуговую деятельность, где решает воспитательные, образовательные и кор­рекционные задачи средствами музыки, организует учебно-мето­дическую работу по музыкальному воспитанию с педагогами; вос­питатель организует микрохудожественную среду в группе, созда­ет игровые зоны для музыкальной и театрализованной деятельно­сти, наполняет их необходимыми материалами, атрибутами, вклю­чает игры с пением, со словом, музыкально-дидактические игры в повседневную жизнь детей, активно участвует в музыкальных занятиях, культурно-досуговой деятельности.
Важное место в организации работы занимает музыкальный зал, где проводятся занятия, праздники, развлечения. Создание атмосферы радости в музыкальной деятельности обеспечивается многими факторами, в том числе и оформлением зала. Для этого используются ковровое покрытие на полу, картины или эстам­пы, украшающие стены, зеркало вдоль одной из стен. Большое внимание уделяется оформлению центральной стены зала и рас­положению музыкального инструмента (рояля, пианино). Для него выбирается такое место, где дети могли бы свободно располагать­ся справа от музыкального руководителя, у верхнего регистра кла­виатуры, чтобы педагог во время движений мог видеть из-за ин­струмента всех детей. Оборудование зала в специальном до­школьном учреждении должно учитывать специфические особен­ности имеющихся у детей нарушений.
Так, зал в детском саду для детей с нарушением слуха должен быть оснащен индукционной установкой, создающей электромаг­нитное поле, в пространстве которого дети со слуховыми аппара­тами могут проявлять себя в музыкальной деятельности. Такая ус­тановка должна быть регулируемой, поскольку часть или все за­нятие может проходить и вне ее действия, с опорой на остаточ­ный слух детей.
Все учебно-методическое оборудование по музыкальному вос­питанию может храниться в специальной комнате около музыкального зала или в шкафах в самом зале. Важную роль в органи­зации музыкальной деятельности играет создание музыкальной среды в группе, где дети находятся в течение дня. Она должна отвечать современным требованиям и носить развивающий харак­тер, реализовывать эмоциональную и эстетическую потребности, удовлетворять познавательные интересы ребенка, коммуникатив­ные взаимодействия со сверстниками и взрослым. Предметно-му­зыкальная среда предполагает наличие музыкального оборудова­ния. Это могут быть музыкальные игрушки, инструменты, посо­бия к музыкально-дидактическим играм, атрибуты к театрализо­ванным играм (фланелеграф, ширма, куклы би-ба-бо) и др.
Успешность коррекционной работы по музыкальному воспи­танию зависит и от тщательного планирования этой деятельности на основе предварительного комплексного диагностического об­следования детей. Исходя из результатов его проведения дефектологом, психологом, музыкальным руководителем, планируется музыкальная деятельность детей с проблемами, определяются пер­спективные, долгосрочные и ближайшие цели, где учитываются не только образовательные и воспитательные, но и коррекционные задачи в художественно-педагогическом процессе. Они могут быть направлены как на развитие и коррекцию познавательных пси­хических функций, так и эмоционально-волевой сферы детей.

22 апреля 2015 в 22:41

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.